На просторах Западной Европы встретить автокран большая редкость. Liebherr, Sennebogen, Luna, TCM выпускают краны на автомобильных шасси MB, Scania, Volvo, но в небольших количествах и грузоподъемность кранов начинается с 35 т. Меньшей грузоподъемности только краны-манипуляторы.
Почему так сложилось, идем или пойдем мы по этому пути либо нас ждет нечто иное? Вытеснят ли краново-манипуляторные установки – КМУ с нашего рынка автокраны малой грузоподъемности 15...20 т?
В Западной Европе автокраны попали в опалу по географическим, архитектурным и экономическим причинам. Для автокрана попросту нет места в городах Запада с их плотной исторической застройкой. По этой же причине компактные краны класса city на специальном шасси в Западной Европе пользуются спросом, а у нас нет.
Безусловно, грузовик с КМУ это очень удобно. Два в одном – и транспортное средство, и грузоподъемное одновременно. Со всеми операциями справится один водитель, крановщика не надо. Экономия на зарплате, топливе, налогах и т. д. Водитель что-то привез, быстро сам разгрузил, сам загрузил, никого не беспокоит. Но у достоинств всегда есть обратная сторона. КМУ «съедает» полезную грузоподъемность автомобиля и объем грузовой платформы или самосвального кузова. Соответственно грузовик с КМУ становится экономически эффективным на коротком плече перевозок. Теперь сравним компактную Западную Европу, где все маршруты на коротком плече, с нашими просторами. Получается, что даже в пределах региона эффект от КМУ может быть минимальным или даже отрицательным. Отсюда я делаю вывод, что КМУ потеснит, но не вытеснит автокраны. У нас найдется место для обоих видов техники.
Россия не единственная «автокрановая» страна. Автокраны малой грузоподъемности выпускаются и пользуются спросом в Японии и США. С Америкой все понятно, там тоже просторно. А Япония? Там же теснее, чем в Европе, и КМУ они выпускают много и разных. Но японцев трудно обвинить в недальновидности и расточительности. Раз они делают автокраны, значит, они им нужны.
Исторически сложилось, что мы – «автокрановая» страна. Автокраны появились в 1930-х годах после освоения серийного выпуска автомобилей. Это были механизмы грузоподъемностью до 3 т на шасси ЗИС. В предвоенные годы производство автокранов не превышало 150 ед. в год. Массовое жилищное строительство 1960-х годов потребовало много дешевых грузоподъемных механизмов. Бум советского автомобильного краностроения пришелся на 1960–1970-е годы, когда появились достаточно мощные шасси Завода им. Лихачёва, Минского и Кременчугского автозаводов. Если в 1946 г. все заводы Советского Союза выпустили 146 автокранов, то в 1950-м – 4152 ед., в 1965 г. – 12,3 тыс., а в 1975-м – 19 тыс. ед. Автокраны того времени не отличались большой грузоподъемностью – 4...16 т, но зато были многочисленны и составляли три четверти всего парка стреловых самоходных кранов. Машиностроительный комплекс помимо автокранов выпускал гусеничные, пневмоколесные, прицепные и краны на специальных шасси автомобильного типа. Для справки: производство грузовых автомобилей в 1976–1980 гг. составляло 800...825 тыс. в год.
В этой огромной массе стреловых кранов на автомобильных шасси нашлось место и КМУ. Правда, называли их безлебедочными башенно-стреловыми кранами. Конструкция советских КМУ по тем временам довольно-таки изящна и экономична (подробнее см. врез). О качестве исполнения сегодня трудно судить, но можно предположить, что при эксплуатации были проблемы с КОМ и гидроприводом, отчего это важное направление не получило достаточного для огромной страны развития. Да и производителей было немного, а объемы производства невелики.
В начале 1990-х только Балашихинский завод автокранов и гидроманипуляторов специализировался на общепромышленных КМУ. «Велмаш-С», «ИНМАН» и Майкопский машиностроительный завод выпускали КМУ для лесозаготовок и нефтегазового комплекса, но обратили внимание на остальные отрасли лишь в середине текущего десятилетия и занялись разработкой универсальных КМУ. «Автокран» разработал КМУ большой грузоподъемности и даже показал его на выставке «СТТ'2006», но по ряду производственных и экономических причин к их серийному выпуску пока не приступил.
Большая часть российского рынка КМУ отдана импортерам. Сегодня на рынке присутствует много европейских, японских, корейских и китайских марок – Palfinger, HIAB, Effer, Epsilon, HMF, UNIC, Tadano, XCMG, Kanglim, Jonsered, Tico, CS Machinery, DongYang, Soosan, Forester, Loglift, Cormach, B.O.B и т. д., всех перечислить трудно. А КМУ стране нужны, и нужны недорогие, но качественные либо полностью российского производства, либо с большой долей локализации. Они нужны не только в сфере коммерческих перевозок, строительстве, лесной, нефтяной и газовой отраслях, но и в коммунальном и дорожном хозяйстве. Сегодня особое внимание уделено оснащению дорожно-эксплуатационных служб «машинами дорожного мастера», имеющими КМУ.
Будем реалистами
Вопрос, придет ли КМУ на смену автокрану грузоподъемностью (г/п) до 14 т, на самом деле риторический. Таких автокранов на территории стран СНГ больше не выпускают, а потому легкие КМУ заняли практически пустующую нишу. Вопрос о приобретении КМУ каждый решает исходя из технологической и экономической целесообразности: с учетом плеча подвоза, объема и размера перевозимых грузов, размеров погрузочных площадок. И все-таки при острой необходимости можно отыскать японский б/у автокран малой грузоподъемности. Такие машинки встречаются не так часто, как б/у грузовички с КМУ Tadano и UNIC, но все же встречаются, а значит, есть в них необходимость.
С автокранами г/п 14...20 т сложнее. Выпуск автокранов в этом диапазоне грузоподъемности продолжают заводы «Ивэнергомаш», «Угличмаш», Клинцовский автокрановый, «Автокран», Юргинский машиностроительный, «Могилёвтрансмаш», Дрогобычский завод автомобильных кранов. Спрос на эти автокраны сохраняется. В чем причина этого явления? Если попытаться сравнивать грузовысотные характеристики, выясняется, что с автокранами конкурируют тяжелые КМУ, начиная с максимального грузового момента – примерно 380 кН.м. Цена комплекта тяжелого КМУ без шасси и монтажа на него сопоставима с ценой 16-тонного крана вместе с шасси. Вот главная причина того, почему спрос на средние и большие КМУ невысок. И это положение вещей не может измениться в принципе.
Универсального инструмента не существует. На коротком вылете до 4 м грузоподъемность автокрана больше. На больших вылетах КМУ превосходит автокран. Кран-манипулятор благодаря своей конструкции может выполнять работы, недоступные для автокрана, и наоборот, поэтому с технологической точки зрения нужны и тот, и другой. Также не стоит забывать, что КМУ «съедает» до 25% полезной грузоподъемности шасси. Как видим, нет предпосылок к тому, что автокраны малой грузоподъемности исчезнут и их полностью заменят КМУ.
Какие они – КМУ?
Есть две основные конструкции КМУ – прямые телескопические и складные телескопические. Достоинства складных установок – компактность и многофункциональность. В транспортном положении они складываются за кабиной или за грузовой платформой. Разновидностью складных КМУ можно считать установки с продольной схемой складывания, практикуемой отечественными заводами. Сложные конструкции с дополнительным телескопическим удлинителем стрелы позволяют выполнять уникальные работы, пронося груз в проемы между строительными конструкциями. Многофункциональность достигается использованием сменных навесок – траверс, грейферов и захватов. Для работы с гидромеханическими навесками КМУ оснащают дополнительными гидроконтурами.
Прямые телескопические установки, оснащенные тросовой подвеской крюка и лебедкой, в транспортном положении располагаются вдоль по ходу или против хода шасси, нависая над кабиной или над грузовой платформой, что может доставлять неудобства при перевозке груза. Для эвакуаторов предлагают специальные КМУ с высокими аутригерами, чтобы опускать заднюю часть платформы до земли. Конструкция КМУ с прямой стрелой проще, чем у складной стрелы.
КМУ со складной стрелой шире распространены в Европе, установки с прямой стрелой – в Японии, откуда они перекочевали в страны Юго-Восточного региона – Корею и Китай. Предприимчивые китайцы успешно переняли и европейский опыт. Российские машиностроители также освоили оба варианта конструкций.
Во время строительного бума рынок КМУ быстро рос, и российские производители за ним не поспевали. Две трети потребности удовлетворял импорт, по большей части импорт бывших в эксплуатации автомобилей с КМУ. Лучше всего продавались легкие установки с грузовым моментом от 12 до 150 кН.м.
Отечественное производство
Краны-манипуляторы выпускают несколько отечественных предприятий – «БАКМ», «ИНМАН», «Велмаш-С», Майкопский и Златоустовский машиностроительные заводы.
Предложение ЗАО «БАКМ» включает краны-манипуляторы со складной телескопической стрелой БАКМ 460, БАКМ 890, БАКМ 1040 и БАКМ 1600 с грузовым моментом 47; 89; 104 и 160 кН.м, причем каждая модель в двух–четырех модификациях: с одной, двумя, тремя или четырьмя выдвижными секциями. Модель БАКМ 460 монтируют на шасси г/п от 3 т, БАКМ 890 – на шасси г/п от 4 т, БАКМ 1040 – на шасси г/п от 6...7 т, БАКМ 1600 – на шасси г/п от 8...9 т.
ЗАО «ИНМАН» выпускает КМУ со складной телескопической стрелой гексагонального профиля ИМ 240, ИМ 180, ИМ 150, ИМ 95, ИМ 50, ИМ 55, ИМ 20 с грузовым моментом 219; 179; 121; 85; 44; 51,2; 18,3 кН.м и вылетом стрелы до 18 м. Число выдвижных секций стрелы – до четырех. На базе ИМ 240 создана модификация ИМ 240А с грузовым моментом 241 кН.м с прямой телескопической стрелой и тросовой подвеской крюка. Топ-модель линейки ИФ 300 с грузовым моментом 270 кН.м для длиннобазных шасси, с которой в 1993 г. в Ишимбае началось производство КМУ, поставляется нефтегазовому комплексу.
В зависимости от пожелания заказчика управление КМУ выводят на сиденье на колонне или на шасси на уровень земли. В последнее время растет спрос на дистанционное управление.
ОАО «Майкопский машиностроительный завод» освоило широкую гамму КМУ для разных отраслей экономики. В его производственной программе 16 моделей КМУ «Атлант-С» на основе гидроманипуляторов ЛВ-210, ЛВ-184, ЛВ-185, ЛВ-220, ЛВ-190 с грузовым моментом от 20 до 150 кН.м и вылетом от 3,8 до 10,8 м. Применяются схемы как с продольным, так и с поперечным складыванием. Предприятие также предлагает экзотическую модель «Атлант-С 75 ГМ» с гидромолотом и крюковой подвеской и, кроме того, буровое навесное оборудование, грейферы, захваты.
КМУ Великолукского машиностроительного завода
Великолукский машиностроительный завод ООО «Велмаш-С» – основной российский поставщик кранов-манипуляторов для лесозаготовок. С целью расширения ассортимента завод разработал модели КМУ-31 и КМУ-90 с грузовым моментом 31 и 90 кН.м, складывающиеся поперек рамы шасси. В коммунальном хозяйстве и общестроительных работах также используется модель ОМТЛ-30-02 с продольной схемой складывания стрелы и ОМТЛ-70-01 с поперечной Z-образной схемой складывания. Их основной рабочий орган – грейфер, предусмотрены и различные захваты. Для погрузки лома завод выпускает модели ОМТ-97 и ОМТ-120.
ОАО «Златмаш» 15 лет занимается тематикой КМУ и сейчас выпускает установки «Синегорец-210», «Синегорец-110», «Синегорец-75» и «Синегорец-25» с грузовым моментом 210; 110; 75 и 25 кН.м. Навесное оборудование – крюк, грейфер для леса, грейфер для металлолома, грейфер для сыпучих материалов. «Синегорец-25» работает с электроизолированной рабочей платформой (люлькой).
Источник: os1. ru
Любой из перечисленных отечественных брендов гидроманипуляторов (запчасти для них) и шасси под ломовоз, металловоз, сортиментовоз, мультилифт, вы можете заказать в ООО "Гидромеханика" по тел. 8-800-250-12-44. Мы всегда рады предоставить исчерпывающую проф. консультацию по использованию и выбору достойного манипулятора под ваши задачи.