Новости

Придет ли КМУ на смену автокрану?

Придет ли КМУ на смену автокрану?

На просторах Западной Европы встретить автокран большая редкость. Liebherr, Sennebogen, Luna, TCM выпускают краны на автомобильных шасси MB, Scania, Volvo, но в небольших количествах и грузоподъемность кранов начинается с 35 т. Меньшей грузоподъемности только краны-манипуляторы.

Почему так сложилось, идем или пойдем мы по этому пути либо нас ждет нечто иное? Вытеснят ли краново-манипуляторные установки – КМУ с нашего рынка автокраны малой грузоподъемности 15...20 т?

В Западной Европе автокраны попали в опалу по географическим, архитектурным и экономическим причинам. Для автокрана попросту нет места в городах Запада с их плотной исторической застройкой. По этой же причине компактные краны класса city на специальном шасси в Западной Европе пользуются спросом, а у нас нет.

Безусловно, грузовик с КМУ это очень удобно. Два в одном – и транспортное средство, и грузоподъемное одновременно. Со всеми операциями справится один водитель, крановщика не надо. Экономия на зарплате, топливе, налогах и т. д. Водитель что-то привез, быстро сам разгрузил, сам загрузил, никого не беспокоит. Но у достоинств всегда есть обратная сторона. КМУ «съедает» полезную грузоподъемность автомобиля и объем грузовой платформы или самосвального кузова. Соответственно грузовик с КМУ становится экономически эффективным на коротком плече перевозок. Теперь сравним компактную Западную Европу, где все маршруты на коротком плече, с нашими просторами. Получается, что даже в пределах региона эффект от КМУ может быть минимальным или даже отрицательным. Отсюда я делаю вывод, что КМУ потеснит, но не вытеснит автокраны. У нас найдется место для обоих видов техники.

Россия не единственная «автокрановая» страна. Автокраны малой грузоподъемности выпускаются и пользуются спросом в Японии и США. С Америкой все понятно, там тоже просторно. А Япония? Там же теснее, чем в Европе, и КМУ они выпускают много и разных. Но японцев трудно обвинить в недальновидности и расточительности. Раз они делают автокраны, значит, они им нужны.

Исторически сложилось, что мы – «автокрановая» страна. Автокраны появились в 1930-х годах после освоения серийного выпуска автомобилей. Это были механизмы грузоподъемностью до 3 т на шасси ЗИС. В предвоенные годы производство автокранов не превышало 150 ед. в год. Массовое жилищное строительство 1960-х годов потребовало много дешевых грузоподъемных механизмов. Бум советского автомобильного краностроения пришелся на 1960–1970-е годы, когда появились достаточно мощные шасси Завода им. Лихачёва, Минского и Кременчугского автозаводов. Если в 1946 г. все заводы Советского Союза выпустили 146 автокранов, то в 1950-м – 4152 ед., в 1965 г. – 12,3 тыс., а в 1975-м – 19 тыс. ед. Автокраны того времени не отличались большой грузоподъемностью – 4...16 т, но зато были многочисленны и составляли три четверти всего парка стреловых самоходных кранов. Машиностроительный комплекс помимо автокранов выпускал гусеничные, пневмоколесные, прицепные и краны на специальных шасси автомобильного типа. Для справки: производство грузовых автомобилей в 1976–1980 гг. составляло 800...825 тыс. в год.

В этой огромной массе стреловых кранов на автомобильных шасси нашлось место и КМУ. Правда, называли их безлебедочными башенно-стреловыми кранами. Конструкция советских КМУ по тем временам довольно-таки изящна и экономична (подробнее см. врез). О качестве исполнения сегодня трудно судить, но можно предположить, что при эксплуатации были проблемы с КОМ и гидроприводом, отчего это важное направление не получило достаточного для огромной страны развития. Да и производителей было немного, а объемы производства невелики.

В начале 1990-х только Балашихинский завод автокранов и гидроманипуляторов специализировался на общепромышленных КМУ. «Велмаш-С», «ИНМАН» и Майкопский машиностроительный завод выпускали КМУ для лесозаготовок и нефтегазового комплекса, но обратили внимание на остальные отрасли лишь в середине текущего десятилетия и занялись разработкой универсальных КМУ. «Автокран» разработал КМУ большой грузоподъемности и даже показал его на выставке «СТТ'2006», но по ряду производственных и экономических причин к их серийному выпуску пока не приступил.

Большая часть российского рынка КМУ отдана импортерам. Сегодня на рынке присутствует много европейских, японских, корейских и китайских марок – Palfinger, HIAB, Effer, Epsilon, HMF, UNIC, Tadano, XCMG, Kanglim, Jonsered, Tico, CS Machinery, DongYang, Soosan, Forester, Loglift, Cormach, B.O.B и т. д., всех перечислить трудно. А КМУ стране нужны, и нужны недорогие, но качественные либо полностью российского производства, либо с большой долей локализации. Они нужны не только в сфере коммерческих перевозок, строительстве, лесной, нефтяной и газовой отраслях, но и в коммунальном и дорожном хозяйстве. Сегодня особое внимание уделено оснащению дорожно-эксплуатационных служб «машинами дорожного мастера», имеющими КМУ.

Будем реалистами
Вопрос, придет ли КМУ на смену автокрану грузоподъемностью (г/п) до 14 т, на самом деле риторический. Таких автокранов на территории стран СНГ больше не выпускают, а потому легкие КМУ заняли практически пустующую нишу. Вопрос о приобретении КМУ каждый решает исходя из технологической и экономической целесообразности: с учетом плеча подвоза, объ­ема и размера перевозимых грузов, размеров погрузочных площадок. И все-таки при острой необходимости можно отыскать японский б/у автокран малой грузоподъемности. Такие машинки встречаются не так часто, как б/у грузовички с КМУ Tadano и UNIC, но все же встречаются, а значит, есть в них необходимость.

С автокранами г/п 14...20 т сложнее. Выпуск автокранов в этом диапазоне грузоподъемности продолжают заводы «Ивэнергомаш», «Угличмаш», Клинцовский автокрановый, «Автокран», Юргинский машиностроительный, «Могилёвтрансмаш», Дрогобычский завод автомобильных кранов. Спрос на эти автокраны сохраняется. В чем причина этого явления? Если попытаться сравнивать грузовысотные характеристики, выясняется, что с автокранами конкурируют тяжелые КМУ, начиная с максимального грузового момента – примерно 380 кН.м. Цена комплекта тяжелого КМУ без шасси и монтажа на него сопоставима с ценой 16-тонного крана вместе с шасси. Вот главная причина того, почему спрос на средние и большие КМУ невысок. И это положение вещей не может измениться в принципе.

Универсального инструмента не существует. На коротком вылете до 4 м грузоподъемность автокрана больше. На больших вылетах КМУ превосходит автокран. Кран-манипулятор благодаря своей конструкции может выполнять работы, недоступные для автокрана, и наоборот, поэтому с технологической точки зрения нужны и тот, и другой. Также не стоит забывать, что КМУ «съедает» до 25% полезной грузоподъемности шасси. Как видим, нет предпосылок к тому, что автокраны малой грузоподъемности исчезнут и их полностью заменят КМУ.

Какие они – КМУ?
Есть две основные конструкции КМУ – прямые телескопические и складные телескопические. Достоинства складных установок – компактность и многофункциональность. В транспортном положении они складываются за кабиной или за грузовой платформой. Разновидностью складных КМУ можно считать установки с продольной схемой складывания, практикуемой оте­чественными заводами. Сложные конструкции с дополнительным телескопическим удлинителем стрелы позволяют выполнять уникальные работы, пронося груз в проемы между строительными конструкциями. Многофункциональность достигается использованием сменных навесок – траверс, грейферов и захватов. Для работы с гидромеханическими навесками КМУ оснащают дополнительными гидроконтурами.

Прямые телескопические установки, оснащенные тросовой подвеской крюка и лебедкой, в транспортном положении располагаются вдоль по ходу или против хода шасси, нависая над кабиной или над грузовой платформой, что может доставлять неудобства при перевозке груза. Для эвакуаторов предлагают специальные КМУ с высокими аутригерами, чтобы опускать заднюю часть платформы до земли. Конструкция КМУ с прямой стрелой проще, чем у складной стрелы.

КМУ со складной стрелой шире распространены в Европе, установки с прямой стрелой – в Японии, откуда они перекочевали в страны Юго-Восточного региона – Корею и Китай. Предприимчивые китайцы успешно переняли и европейский опыт. Российские машиностроители также освоили оба варианта конструкций.

Во время строительного бума рынок КМУ быстро рос, и российские производители за ним не поспевали. Две трети потребности удовлетворял импорт, по большей части импорт бывших в эксплуатации автомобилей с КМУ. Лучше всего продавались легкие установки с грузовым моментом от 12 до 150 кН.м.

Отечественное производство
Краны-манипуляторы выпускают несколько отечественных предприятий – «БАКМ», «ИНМАН», «Велмаш-С», Майкопский и Златоустовский машиностроительные заводы.

Предложение ЗАО «БАКМ» включает краны-манипуляторы со складной телескопической стрелой БАКМ 460, БАКМ 890, БАКМ 1040 и БАКМ 1600 с грузовым моментом 47; 89; 104 и 160 кН.м, причем каждая модель в двух–четырех модификациях: с одной, двумя, тремя или четырьмя выдвижными секциями. Модель БАКМ 460 монтируют на шасси г/п от 3 т, БАКМ 890 – на шасси г/п от 4 т, БАКМ 1040 – на шасси г/п от 6...7 т, БАКМ 1600 – на шасси г/п от 8...9 т.


ЗАО «ИНМАН» выпускает КМУ со складной телескопической стрелой гексагонального профиля ИМ 240, ИМ 180, ИМ 150, ИМ 95, ИМ 50, ИМ 55, ИМ 20 с грузовым моментом 219; 179; 121; 85; 44; 51,2; 18,3 кН.м и вылетом стрелы до 18 м. Число выдвижных секций стрелы – до четырех. На базе ИМ 240 создана модификация ИМ 240А с грузовым моментом 241 кН.м с прямой телескопической стрелой и тросовой подвеской крюка. Топ-модель линейки ИФ 300 с грузовым моментом 270 кН.м для длиннобазных шасси, с которой в 1993 г. в Ишимбае началось производство КМУ, поставляется нефтегазовому комплексу.

В зависимости от пожелания заказчика управление КМУ выводят на сиденье на колонне или на шасси на уровень земли. В последнее время растет спрос на дистанционное управление.

ОАО «Майкопский машиностроительный завод» освоило широкую гамму КМУ для разных отраслей экономики. В его производственной программе 16 моделей КМУ «Атлант-С» на основе гидроманипуляторов ЛВ-210, ЛВ-184, ЛВ-185, ЛВ-220, ЛВ-190 с грузовым моментом от 20 до 150 кН.м и вылетом от 3,8 до 10,8 м. Применяются схемы как с продольным, так и с поперечным складыванием. Предприятие также предлагает экзотическую модель «Атлант-С 75 ГМ» с гидромолотом и крюковой подвеской и, кроме того, буровое навесное оборудование, грейферы, захваты.

КМУ Великолукского машиностроительного завода
Великолукский машиностроительный завод ООО «Велмаш-С» – основной российский поставщик кранов-манипуляторов для лесозаготовок. С целью расширения ассортимента завод разработал модели КМУ-31 и КМУ-90 с грузовым моментом 31 и 90 кН.м, складывающиеся поперек рамы шасси. В коммунальном хозяйстве и общестроительных работах также используется модель ОМТЛ-30-02 с продольной схемой складывания стрелы и ОМТЛ-70-01 с поперечной Z-образной схемой складывания. Их основной рабочий орган – грейфер, предусмотрены и различные захваты. Для погрузки лома завод выпускает модели ОМТ-97 и ОМТ-120.

ОАО «Златмаш» 15 лет занимается тематикой КМУ и сейчас выпускает установки «Синегорец-210», «Синегорец-110», «Синегорец-75» и «Синегорец-25» с грузовым моментом 210; 110; 75 и 25 кН.м. Навесное оборудование – крюк, грейфер для леса, грейфер для металлолома, грейфер для сыпучих материалов. «Синегорец-25» работает с электро­изолированной рабочей платформой (люлькой).
Источник: os1. ru

Любой из перечисленных отечественных брендов гидроманипуляторов (запчасти для них) и шасси под ломовоз, металловоз, сортиментовоз, мультилифт, вы можете заказать в ООО "Гидромеханика" по тел. 8-800-250-12-44. Мы всегда рады предоставить исчерпывающую проф. консультацию по использованию и выбору достойного манипулятора под ваши задачи.